Эффективно выстроенный процесс адаптации сотрудника экономит компании от 5 миллионов рублей в год. Бизнес тратит огромные деньги на то, чтобы онбордить новичков, но если что-то идёт не так, специалисты уходят на испытательном сроке и весь дорогостоящий процесс найма и адаптации начинается заново.
Но хороший онбординг — это не только про сокращение расходов. Чем быстрее сотрудники вольются в работу, тем быстрее они станут ценными кадрами, которые полностью окупят вложения и принесут новые деньги в компанию. Кроме того, чем круче вы встречаете новичков, тем сильнее ваш HR-бренд.
Как подготовиться к онбордингу
- Прорабатываем стратегию
Создайте сценарий обучения новичка: выберите формат (очный/заочный, аудио/видео/текст), продумайте логику и содержание материалов, выберите наставников и объясните им, в чём заключается их цель.
- Создаём workplace
Если в офисе workplace — это стол, стул и монитор, то на удалёнке — это логин, пароль и иногда техника. Убедитесь в том, что у сотрудника есть все необходимые доступы в удобном формате и что с технической точки зрения он полностью готов к работе.
- Готовим материалы
Напишите welcome-письма, запишите приветственное видео, разработайте сертификат об окончании онбординга. Придумайте и наполните welcome pack: в нём может быть мерч с логотипом компании, книги по саморазвитию и приятные мелочи, которые скрасят первый рабочий день. Или создайте handbook — корпоративный путеводитель. В нём можно описать историю успеха и ценности компании. Не сдерживайте свою фантазию, креатив в онбординге — самое важное.
- Объясняем принципы политики безопасности
Новичок должен понимать, что такое корпоративная информация и коммерческая тайна, зачем он подписывает NDA и как соблюдать информационную безопасность.
- Проводим preboarding
Сейчас это повсеместный HR-тренд. По сути, это онбординг перед официальным устройством сотрудника в компании, то есть без разглашения коммерческой тайны. Если у компании есть такая возможность, то лучше начать погружать сотрудника в работу как можно раньше.
Какие ошибки часто допускаются при адаптации
Если продуктивность новых сотрудников неизменно падает или они всерьёз задумываются об уходе, скорее всего, в процессе адаптации были допущены ошибки. Это может не только повлиять на лояльность работников, но и сказаться на репутации компании. Вот каких ошибок стоит избегать при онбординге:
- Сотрудник и компания не совпадают
В идеале компания и сотрудник должны совпадать не только профессионально, но и по духу. Если вы наняли профессионала, но он не разделяет ваши корпоративные ценности — с ним будет тяжело общаться, а значит и выстраивать рабочие процессы.
- HR не вовлекает новичка в корпкультуру
Чтобы сотрудник быстрее влился в коллектив и работу, важно познакомить его с корпоративной культурой. Если новичок не посещает локальные мероприятия, не понимает корпоративный сленг и мемы в общем чате, он чувствует себя чужаком, а работа превращается в механический труд.
- Нет подготовки к онбордингу
Часто получается так, что HR встречает новичка и сразу передаёт в отдел. Никакого онбординга не происходит, а материалы сотрудник вынужден просить самостоятельно, отвлекая коллег. Не надо так! Важно подготовить план заранее и определить, к кому может обратиться новенький.
- Нет welcome-мероприятий
Новый сотрудник вышел, а никто и не заметил. HR с каменным лицом показывает, кто тут главный, а коллеги поздоровались и продолжают работу. Новичка это может задеть: он взволнован и хочет почувствовать поддержку в компании. Задача HR — сделать выход на работу приятным событием.
- В онбординге не участвуют другие отделы
Лучший способ донести до новичка информацию — организовать собрание, где каждый отдел кратко расскажет о себе и о том, в каком случае стоит обращаться к его сотрудникам. Например, пусть технические специалисты расскажут, что всегда помогут установить нужную программу или почистить компьютер от вирусов.
- У новичка нет наставника и адаптационного листа
Сотрудник чувствует себя потерянно и не понимает, что делает и куда движется. В таких случаях разобраться помогают наставник и адаптационный лист. Наставник направляет и поддерживает новичка, а план адаптации показывает «точки Б», к которым идёт сотрудник.
Правильно подготовиться к онбордингу новичка и сделать его максимально эффективным поможет Motivity. На платформе есть все необходимые инструменты, чтобы избежать базовых ошибок при адаптации и создать сильный HR-бренд. Оставляйте заявку на демонстрацию, чтобы убедиться в этом.